Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В теории права и науке принято в качестве критерия самостоятельности отрасли выделять объект, предмет и метод правового регулирования. Многие отрасли не имеют самостоятельного и не зависимого от других метода правового регулирования и заимствуют его у более крупных системных отраслей. Феноменальность административного права состоит в том, что это не только ведущая основополагающая отрасль российской правовой системы, которая имеет автономный объект и предмет, но и свой уникальный метод правового регулирования. Посредством метода происходит не только воздействие на общественные отношения, реализуется административно-правовая регулятивная функция, происходит интеграция в другие (молодые, выделившиеся из административного права) отрасли, подотрасли, институты. При этом проблема метода(ов) административного права остается актуальной и весьма дискуссионной темой.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административно-правовых методов, применяемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Предметом исследования являются нормы административного права, регулирующие административно-правовые методы, применяемые органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Цель исследования – анализ административно-правовых методов, применяемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Задачами исследования являются:
– раскрыть понятие и сущность административно-правовых методов;
– рассмотреть особенности административно-правовых методов в реализации исполнительной власти;
– исследовать методы, в зависимости от целевой направленности; характера взаимодействия публичной администрации с иными участниками; круга лиц, в отношении которых они применяются;
– проанализировать методы, в зависимости от характера властного воздействия и юридических последствий; от характера типизированных административно-правовых функций.
Методологическая база исследования. Курсовая работа основана на использовании общенаучных методов, таких как исторический, системный, формально-логический, диалектический, сравнительный анализ.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы понятия «административно – правовые методы» в системе законодательства Российской Федерации
1.1 Административно-правовые методы: понятие и сущность
Большая группа ученых отдельно выделяет и рассматривает методы административного права и методы административно-правового регулирования, используемые публичными (в первую очередь исполнительными органами власти и органами местного самоуправления). Однако некоторые ученые, отождествляют рассматриваемые понятия. Изучив рассуждения ученых и исследователей, можно отметить, что к настоящему времени сложилось четыре подхода к пониманию метода административного права.
1. Методом административного права является собственно административный метод. Это единственный, метод, позволяющий отграничить отрасль административного права от других отраслевых образований.
2. Административное право осуществляет воздействие посредством использования императивного и диспозитивного методов
3. Методы соотносятся со сферой общественных отношений, регулируемых административным правом, и их именуют как административно-императивный и административно-диспозитивный.
4. Метод административного права отождествляется с методом административно-правового регулирования (как совокупности предписаний, запретов, дозволений, исходящих от государства). Остановимся кратко на каждой точке зрения, поскольку каждая, несомненно, достойна освещения и осмысления.
Первый подход основывается на содержании предмета административного права . И объясняется тем, что предмет административного права непосредственным образом связан с деятельностью публичных, в первую очередь, исполнительных органов власти и органов местного самоуправления. Он основан на властной, направляющей, регулирующей природе отношений между субъектами. Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления ежедневно решают вопросы, связанные с упорядочением отношений в обществе, их координацией, регламентацией деятельности подчиненных структур, контролем за исполнением требований действующего законодательства и другие. Существующее неравенство и объективная обязанность подчинения закону закрепляют роль административного права как властного метода.
Существует мнение о том, что властность выражается в императиве, в предписании, приказе, прямом распоряжении по отношению к частным субъектам. Посредством метода административного права обеспечивается связь законодателя (представительных органов) и общества, каждого из его граждан. Законодатель, принимая правила, обрамляет их в правовые предписания, а общество, граждане обязаны их исполнять. Государство в одностороннем порядке наделяет полномочиями публичные органы власти правом на обеспечение исполнения законодательства в определенной сфере отношений. С.Н. Братановский объясняет юридическое неравенство субъектов административных правоотношений тем, что они выполняют разные социальные роли в системе управленческих связей. Властность метода административного права проявляется в односторонности и обязательности предписаний и в формах воздействия на граждан, юридических лиц, общество в целом.
Административный метод способствует своими специфическими средствами развитию управленческих отношений в направлении, соответствующем перспективам развития российского общества.
Второй подход группы исследователей скорее раскрывает сущность и характер административного метода . Разработчики этого метода пишут о том, что в науке административного права сложилось два метода воздействия на общественные отношения: императивный и диспозитивный. И связывают это обстоятельство с проявлением государственной воли и интересами государства. Метод рассматривается как некий критерий, сочетающий юридические средства и приемы, при помощи которых осуществляется асимметричное воздействие административного права на поведение людей, общественные отношения. Исследователи убеждены, что преобладание государственной воли и асимметрию прав и обязанностей субъектов закрепляет в правовой норме законодатель, как объективную необходимость. При этом под императивным методом понимают метод властных предписаний. Он отличается властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Диспозитивный метод имеет ограниченное применение в системе административно-правового регулирования, например при заключении административных договоров, распределении функций между органами публичного управления.
Третий подход видится как уточнение второго . Однако имеются нюансы, которые позволяют его выделить отдельно. Этот подход прогрессивен своим взглядом на предмет административного права, под которым авторы понимают систему общественных отношений, складывающихся в сферах административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства по поводу и в связи с необходимостью обеспечения исполнения норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в целях достижения баланса публичных и частных прав, законных интересов.
Административно-императивный метод исчерпывающим образом определяет права и обязанности участников регулируемых отношений, а также порядок реализации прав и обязанностей участников. В качестве основных средств властного воздействия административно-публичных органов на поведение других участников административных правоотношений предусматривается использование таких средств, как издание обязательных для исполнения правовых актов, выдача обязательных для исполнения предписаний, совершение властно-распорядительных действий, применение мер административного принуждения и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андрющенко Т.И. Сущность и особенности методов административно-правового регулирования общественных отношений // Актуальные вопросы науки и практики полиции и иных служб органов внутренних дел: сборник статей межведомственной научно-практической конференции. 2018. С. 156-163.
2. Богданова Т.Ф. Характеристика особенностей административно-правовых методов, реализуемых государственными органами исполнительной власти // Студенческий вестник. 2019. № 32-1 (82). С. 19-20.
3. Воднева А.А. понятие метода административно-правового регулирования // Экономика и управление: актуальные проблемы и перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции. Московский финансово-юридический университет МФЮА; Ответственный редактор С.А. Гусев. 2018. С. 32-37.
4. Зелепукин Д.С. О сущности административно-правовых методов // Правопорядок в России: проблемы совершенствования сборник научных статей Всероссийской конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. С. 556-558.
5. Капустина Е.Г. Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 51-54.
6. Келехсаева А.А. Убеждение как административно-правовой метод государственного регулирования // Инновационное развитие. 2017. № 11 (16). С. 92-95.
7. Кобзарь-Фролова М.Н. Методы административного права // Актуальные проблемы и перспективы административного права и административно-процессуального права Сборник научных статей. 2019. С. 73-83.
8. Козлова М.О., Ларина К.А. Метод правового регулирования и управления административного права // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 14 (32). С. 207-209.
9. Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. Особенности административно-правовых методов, реализуемых государственными органами исполнительной власти // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3. С. 232-234.
10. Николаев А.А. Убеждение как основной метод административно-правового регулирования межнациональных отношений // Право Донецкой Народной Республики. 2018. № 2 (10). С. 92-100.
11. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
12. Соболев О.В. Ограничения прав граждан как структурный элемент метода административно-правового воздействия и формы его выражения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2018. Т. 18. № 3. С. 101-107.
13. Труфанов М.Е. Административно-правовые методы реализации исполнительной власти // В книге: Сущность, формы и методы реализации исполнительной власти Васильева Я.В., Ведяшкин С.В., Кононов А.М., Нагорных Р.В., Старостин С.А., Студеникина М.С., Труфанов М.Е. учебное пособие для магистратуры по направлению подготовки «Юрист в сфере государственного управления». Вологда, 2019. С. 114-132.
14. Фиалковская И.Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 47-52.
15. Фиалковская И.Д. Теоретические подходы к определению системы форм и методов государственного управления // ДНК Права. 2015. № 1. С. 37-42.